Глава 9. ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

9.1. Согласно пункту 15.1 ПТЭ, порядок использования технических средств станции устанавливается техническо-распорядительным актом, которым регламентируется безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований охраны труда.

Порядок, установленный техническо-распорядительным актом, является обязательным для работников всех служб.

Маршрут для приема или отправления каждого поезда должен быть приготовлен своевременно и входной (выходной) светофор открыт с таким расчетом, чтобы машинист принимаемого (отправляемого) поезда мог своевременно воспринять открытое положение сигнала и не допустить снижения установленной скорости. поезда при входе на станцию или задержки поезда при отправлении со станции.

Перед приемом и отправлением каждого поезда дежурный по станции обязан прекратить маневры с выходом на путь и маршрут приема (отправления), а также на путях, с которых невозможно исключить выход подвижного состава на маршрут следования поезда путем установки стрелок в охранное положение.

Запрещается дежурному по станции открывать сигнал или давать другое разрешение на прием или отправление поезда до убеждения в фактическом прекращении маневров.

Порядок прекращения маневров, передачи дежурным по станции распоряжений и его убеждения в их исполнении устанавливается в техническо-распорядительном акте станции.

Порядок производства маневров в сортировочпо-отправочных парках станций при отправлении поездов устанавливается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителем начальника железной дороги и указывается в технческо-распорядительном акте станции.

9.2. На станциях, оборудованных электрической централизацией стрелок и сигналов, все операции по приготовлению маршрутов приема и отправления поездов выполняются лично дежурным по станции или по его указанию оператором поста централизации. При управлении централизованными стрелками с исполнительных постов все распоряжения о приготовлении маршрутов приема или отправления поездов дежурный по станции передает операторам исполнительных постов централизации и подтверждает распоряжение соответствующими действиями на аппарате управления. Правильность выполнения отданных распоряжений контролируется по показаниям приборов управления центрального аппарата.

Порядок пользования устройствами электрической централизации стрелок и сигналов, а также действий дежурных по станциям и операторов постов централизации при приготовлении маршрутов для приема, отправления и пропуска поездов устанавливается в инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ и в техническо-распорядительном акте станции. В этих же документах устанавливается порядок действий работников на станциях, имеющих как централизованные, так и нецентрализованные стрелки.

9.3.   На станциях с нецентрализованными стрелками    распоряжение    о    приготовлении    маршрута приема или отправления поезда дежурный по станции должен передавать одновременно всем старшим дежурным стрелочных постов, участвующим в приготовлении маршрута, четко и ясно, соблюдая установленный  регламент переговоров.   Если дежурство старших дежурных стрелочных постов не установлено, распоряжения о приготовлении маршрута даются непосредственно дежурным стрелочных постов.

В приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов должны участвовать стрелочные посты, расположенные во входной (выходной) горловине, в противоположном конце пути приема, а также другие посты, через которые возможен выход подвижного состава на маршрут приема или отправления поезда.

9.4.   Распоряжение о приготовлении маршрута на стрелочные посты или исполнительные посты централизации  дежурный  по  станции  должен  передавать с учетом возможности окончания всех необходимых операций за время, обеспечивающее своевременное открытие соответствующего сигнала.

9.5.   Правильность  приготовления   маршрута  дежурный по станции проверяет по показаниям приборов аппарата управления.

На станциях, не имеющих таких приборов, дежурный по станции обязан проверить правильность приготовления маршрута по докладам старших дежурных стрелочных постов или дежурных стрелочных постов.

9.6. Если отдельные стрелки на станции расположены на значительном расстоянии от стрелочного поста и их, как правило, не выводят из нормального положения (съезды между главными путями, примыкания к главным и приемо-отправочным путям и т.п.), то может быть установлен порядок проверки их положения и исправности не перед каждым принимаемым и отправляемым поездом, а лишь при вступлении на дежурство и периодически во время дежурства. Кроме того, положение и исправность таких стрелок должны обязательно проверяться в случаях, если перед приготовлением маршрута они переводились для маневровых передвижений, осмотра, ремонта и т.п. Такие стрелки должны быть оборудованы контрольными замками, ключи от которых должны находиться в аппаратах управления, а при отсутствии ключевой зависимости — храниться у дежурного по станции.

Перечень станций, где разрешается применять такой порядок, с указанием номеров стрелок, утверждается начальником отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — заместителем начальника железной дороги.

Порядок проверки положения таких стрелок указывается в техническо-распорядителъном акте станции.

9.7. После доклада о готовности маршрута для приема или отправления поезда дежурным стрелочных постов, сигналистам и дежурным по станции запрещается передавать дежурство другим работникам до тех пор, пока поезд, для которого приготовлен маршрут, не прибудет на станцию или не отправится со станции. При необходимости смены дежурства до прибытия или отправления поезда вновь вступающий работник обязан сам убедиться в правильности установки  маршрута,   не  ссылаясь  на  выполнение  этой операции работником, сдающим дежурство.

9.8.   Останавливать   грузовые   поезда   на   пути, расположенном между пассажирским зданием и путем, где стоит пассажирский поезд как правило, не допускается. В исключительных случаях при стоянке грузового  поезда на  пути  между  пассажирским зданием   и   пассажирским   поездом   грузовой   поезд должен  быть  расцеплен  и  для  пассажиров   сделан проход (если нет переходного моста или тоннеля). При этом на станциях, где нет составительских бригад, начальником отделения железной дороги, а при отсутствии   в   составе   железной   дороги   отделений железной  дороги — заместителем  начальника  железной дороги, устанавливается порядок осуществления этих операций с указанием перечня работников, которые могут привлекаться для их выполнения.

Если необходимо пропустить поезд, маневровый состав или локомотив по путям, расположенным между стоящим пассажирским поездом и пассажирским зданием, дежурные по станции и вокзалу обязаны принять меры, обеспечивающие безопасность посадки и высадки пассажиров.

Порядок пропуска поездов и маневровых составов по путям, расположенным между пассажирским зданием и путем, где стоит пассажирский поезд, должен быть предусмотрен в техническо-распорядительном акте станции.

9.9.  Дежурные по станциям,  не имеющим элек­трической  изоляции  приемо-отправочных путей,  перед приемом пассажирских, почтово-багажных и людских поездов обязаны докладывать поездному диспетчеру о том, на какой путь будет приниматься поезд.

9.10. Прием или отправление поезда на путь или с пути, которые не предусмотрены для этого техническо-распорядительным актом станции, могут быть допущены лишь в исключительных случаях по регистрируемому приказу поездного диспетчера. Перед тем как разрешить прием на такие пути пасса­жирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов, поездной диспетчер должен согласовать свои действия с дежурным по отделению железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги — со старшим дорожным диспетчером службы перевозок железной дороги. В этих случаях при отсутствии у дежурного по станции аппаратов управления, позволяющих ему контролировать положение стрелок в маршруте, пра­вильность их установки в маршрутах приема и отправления пассажирских, почтово-багажных и людских поездов должна быть проверена начальником станции или его заместителем, дежурным по станции или парку.

О приеме пассажирского поезда на путь, не предусмотренный техническо-распорядительным актом, а также о задержке пассажирского поезда на станции, где стоянка его по расписанию не предусмотрена, дежурный по станции должен информировать машиниста локомотива по радиосвязи.

Перед приемом, отправлением пассажирского поезда, обслуживаемого одним машинистом, дежурный по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией,— поездной диспетчер, обязан информировать машиниста о готовности маршрута и открытии сигналов или необходимости вынужденной задержки поезда. Перечень станций, где дежурный по станции, исходя из местных условий и размеров движения поездов, не может своевременно передать такое сообщение машинисту, и порядок обеспечения при этом безопасности движения поездов устанавливаются начальником железной дороги.

9.11.   На  станциях с  централизованными  стрелками дежурный по станции при необходимости использования вариантных маршрутов для приема или отправления поезда с электротягой обязан убеждаться в наличии контактной сети по маршруту следования такого поезда.

Назад Оглавление Вперед
Используются технологии uCoz