О тепловозе ТЭ114:
Используя опыт проектирования и
постройки тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116 в 1971 г. Ворошиловградский
тепловозостроительный завод построил два опытных шестиосных
однокабинных тепловоза ТЭ114 капотного типа. Эти тепловозы
спроектированы из расчета их эксплуатации при температурах
окружающего воздуха от -15 до + 50 С с повышенной запыленностью,
в том числе в условиях тропической климата.
Кузов тепловоза имеет раму по типу рамы тепловоза ТЭ109. В нижней части рамы расположен топливный бак с нишами для аккумуляторной батареи. Длина тепловоза по осям автосцепок 17550 мм, общая колесная база 12750 мм. Тележки бесчелюстного типа, одинаковые по конструкции с тележками тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116. Редуктор имеет передаточное отношение 17:75=1:4,412, диаметр колес 1050 мм. На тепловозе установлен шестнадцатицилиндровый дизель 3-5Д49Т2 (16ЧН 26/26), имеющий такие же размеры, как и дизеля 1А-5Д49 тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116, но рассчитанный на номинальную мощность 2800 л.с. при частоте вращения вала 1000 об/мин; расход топлива при этой мощности составляет 158 г/(э.л.с. - ч). Дизель приводит во вращение якорь тягового генератора ГС-501АТ, выполненного для работы в тропических условиях (несколько измененная конструкция генератора ГС-501А тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116). Смонтированные вместе дизель и тяговый генератор имеют обозначение установки 3-9ДГ. Для преобразования переменного трехфазного тока в постоянный служит выпрямительная установка УВКТ-4Т, выполненная на кремниевых лавинных вентилях ВЛ200-8 (192 шт. на тепловоз). На тепловозе установлены тяговые электродвигатели ЭД-118Т, отличающиеся от электродвигателей ЭД-118 тепловозов 2ТЭ10В применением некоторых материалов, рассчитанных на работу в жарком климате. При продолжительном режиме тепловоз реализует силу тяги 21000 кгс и скорость 22 км/ч. Конструкционная скорость тепловоза 100 км/ч. Тепловоз имеет реостатное торможение, мощность тормозных резисторов 1300 кВт. Служебный вес тепловоза 120 те, запас топлива 4450 кг, масла 1000 кг, воды 1040 кг и песка 500 кг.
Опытные тепловозы после испытаний, проведенных Ворошиловградским заводом и ВНИТИ, были направлены для эксплуатации в депо Ашхабад Среднеазиатской железной дороги. В дальнейшем Ворошиловградский завод серийно изготовлял тепловозы ТЭ114 для работы на колее 1435мм. На железные дороги СССР тепловозы ТЭ114 поступали в небольших количествах. Всего на дорогах бывшего Союза оказалось 16 тепловозов этой серии. В тропическом исполнение на тепловоз
устанавливается дизель типа Д49 мощностью 2600л.с.
Запас топлива на тепловозе
дает возможность совершать пробеги без экипировки на расстояние
450-500 км. Тепловоз выполняется односекционным с одной кабиной
и может управляться дистанционно по системе двух единиц. Тепловозы серии ТЭ114 работают на железных дорогах Египта, Кубы и Сирии. Основные технические характеристики тепловоза ТЭ114
В настоящее время ХК "Лугансктепловоз" разработала и начала выпуск по заказу Ирана тепловоза ТЭ114И имеющего, в том числе, и новый безкапотный кузов.
Использованные материалы: В.А.Раков"Локомотивы и моторвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 1966-1975", Москва "Транспорт" 1979 г.
Информация и фотография с сайта
ХК "Лугансктепловоз" |